Рубрики



Новости
20.12.2009
Читайте электронную версию газеты на нашем сайте!
номер: #2(57) 2008автор: Виктор ШлёнкинВиктор Шлёнкин


Бог или мамона: есть ли золотая середина?

    Такой вопрос может задать человек, будучи новичком в диалектике. А диалектика, кстати сказать, занимается именно игрой противоположностей. Я специально решил оставить заглавие статьи именно в таком виде. Ради практического примера мы обыграем это дело с нескольких сторон.
    
Бог или мамона: есть ли золотая середина?  (молодежная газета ПАЛЬМА)

    На первый взгляд может показаться, что между Богом и богатством (арам. мамона — имущество) можно достичь компромисса. Однако в Писании сказано, что «до ревности любит нас дух, живущий в нас» (Иак. 4:5). Бог не идет на такие уступки. С другой стороны, в Писании по этому поводу имеется позиция: человек не должен зависеть от богатства и роскоши — его сердце должно быть свободно (Пс. 57:17–18; 61:11б). Павел призывал богатеев в общине Тимофея не надеяться на богатство. Апостол нисколько не порицал этих предпринимателей за то, что у них есть большое имущество (1 Тим. 6:17–19). Единственное, на что указывает Павел, так это на то, чтобы они не надеялись на свое богатство и не превозносились пред другими членами церкви. «Человек богатый — мудрец в глазах своих» (Пр. 28:11). Это может быть опасным состоянием. Поэтому Иисус предупреждал учеников, что трудно «надеющимся на свое богатство войти в Царство Небесное» (Мк. 10:24). Их состояние зависит целиком и полностью от Бога. Поэтому их жизнь должна отражать обилие щедрости. Ведь с помощью денег можно совершать множество добрых дел, помогая больным и неимущим. Наш избыток — восполнение чужого недостатка! И наоборот (2 Кор. 8:14). И богатым также нужно собирать сокровище на небесах, как и многим другим, кто не имеет такого благосостояния. Мы все на равных правах пред Богом: мужчины и женщины, свободные и рабы, богатые и бедные.
    Итак, мы пришли к выводу, что, с одной стороны, компромисса между благосостоянием и Богом быть не может, а с другой стороны, богатство само по себе не плохо. Корень всех зол, по выражению Павла, есть сребролюбие, т. е. любовь и фанатичная привязанность к деньгам (1 Тим. 6:10). Но каково должно быть отношение к деньгам людей молодых? Не нужно высокопафосных проповедей, что, мол, деньги не играют особой роли в жизни человека, главное — отношения с Богом. Нет, деньги играют важную роль, как в моей жизни, так и в вашей. В Писании, к тому же, считается, что брать деньги в долг — черта не благословения, а, наоборот, проклятья. Деньги есть эквивалент жизни. Перефразируем одного из классиков: «Когда их нет у меня — это моя материальная проблема. Когда их нет у моего ближнего — это моя духовная проблема». С другой стороны, кто-то скажет: а как же Нагорная проповедь, воспетая нищета духа и все такое прочее? В том-то и дело, что все высказывания Иисуса имеют свою цель в своем контексте. В конце своего служения Господь спросил учеников: «Нуждались ли вы в чем-нибудь?» Ученики ответили Иисусу: «Нет, не нуждались» (Лк. 22:35). Господь предоставлял все необходимое для жизни. И Бог Отец знает, какую нужду имеют его дети на земле. Ищите Царства, а деньги и все необходимое вам приложится!
    Так в чем же проблема богатства? При чем тут маммона? Дело в том, что даже в Ветхом Завете богатство не всегда являлось признаком благословения. С одной стороны, богатство давалось Богом как печать благословения благочестивому человеку (Пр. 10:22), как награда за пройденное испытание веры (Иов 42:10) или за прилежание в труде (Пр. 12:27). Бедность также не являлась признаком какого-то совершенного греха или вины (Пр. 28:6). Может даже показаться, что для некоторых авторов Писания богатство может стать непосильным бременем и духовным искушением, от которого стоило бы заранее отказаться! (Прочтите Пр. 30:8.)
    Есть такая категория людей, как сказано в Писании, которые просто ленивы. Они оправдывают свою бедность нежеланием быть трудолюбивым. Есть и другие люди, которые по своей природе не являются предпринимателями и коммерсантами. Это ученые, врачи, учителя и служащие. Их психологическая конституция просто не выдержит постоянных потрясений, когда на кону стоят цифры с многочисленными нулями. Однако и они должны уметь грамотно составлять свой бюджет, т. е. заниматься финансовым планированием.
    Однако если мы будем говорить о первой категории людей, мы поймем, что она может стать общей для всех. Интересно, что многие притчи Иисуса Христа составлены из эпизодов, когда управитель или слуги должны дать отчет перед хозяином за доверенные им суммы денег, таланты (один, два или пять). Один талант (talanton) равен $5 760 000 — это денежная единица, а не просто «дар». Ну, а в чем суть? А в том, что каждый из нас не может статично прозябать пред Богом на планете Земля. У каждого есть определенная ответственность и дары, которые, приложив ум и изобретательность, мы должны умножить в несколько раз. В этом, сказал бы Иисус, сокрыта суть Царства Небесного. Ведь по сути, если учесть инфляцию, человек, который вернул господину данный ему один талант, вернул ему меньше, нежели когда получил! Глупое и странное использование инвестиций!
    Еще один вопрос: а чем измеряется само богатство? Когда человек может сказать, что ему хватит? Интересно в этом смысле поразмыслить над характером евангельского благочестия, ведь одним из самых известных богачей на всем свете был баптист Джон Рокфеллер! Забавно, да? Вложил в нефть — получил «нехилое» имущество! Все ли было однозначно?
    Но мы для начала должны задаться несколькими вопросами: делает ли богатство человека счастливым? И что такое богатство: цель или средства? Вот тут самая большая проблема для многих подвизающихся на пути к предпринимательству. Богатство — это средства, средства, средства!!! Это никогда не цель! Многие ищут хорошей работы, чтобы заработать много денег, купить дом, удовлетворить свои нужды. Но в душе остается какая-то пустота. Если вы еще считаете, что деньги — это цель, то представьте себе остров, где нет ничего, кроме огромного количества денег. Будете ли вы счастливым на таком острове? Нет, конечно! Ведь на эти деньги на этом странном острове нельзя ничего купить. Но представим, что вы оказались на острове, где нет денег, но есть все, что вы хотели бы на них приобрести. Вообразим: на острове есть дом, который вы хотели бы купить за деньги — а это средство для получения уюта! Продолжаем фантазировать: на этом же острове есть наикрутейшая машина — не средство ли это передвижения? Получается, если упомянуть в голове все перечисленные вещи, с их помощью мы только пытаемся получить то, в чем, как нам кажется, состоит наше счастье. А теперь представим, что все: уют, комфорт, сытость, одежка, передвижение, скорость, радость, восторг — оказалось у вас в кармане. Будете ли вы счастливы? Для какой цели все это нужно? Подумайте, только очень хорошо. Не осталось ли чего-то такого, что вы не могли купить за деньги? Подумайте! Если пошарить в глубинах собственного сознания, там должно что-то остаться! И это есть цель вашей жизни! Прав был Тертуллиан: «Каждая человеческая душа по природе своей христианка!» «И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» («Исповедь» Августина). Бог — это наша цель. И только Бог делает нас счастливыми!
    Пора подвести итоги.
    Деньги не являются злом. Они являются средством, и достаточно мощным. Но каким оружием они могут оказаться в наших руках, если у нас в жизни нет цели, нет Бога? В этом смысле, никакого компромисса между маммоной и Богом быть не может. Да и вообще, Бог не любит компромиссов с нашей стороны. С другой стороны, богатство не является пороком. Просто человек должен помнить, что в этой жизни богатством нужно очень и очень мудро распоряжаться. К нему не должна прилепляться наша душа. Вот вам и философия богатства.

теги: бизнес богатство грех деньги диалектика зло работа



число просмотров: 3063
Другие статьи по теме:
От финансового кризиса к кризису души
«Построй мечту!»
Реалии российского бизнеса


обсудить статью
Читатель 28.11.2008
Все так-то так. А если усложнить. Можно ли сказать, что процесс обретения богатства (т.е. сверх необходимого "среднего") идет в разрез с процессом каждодневного служения христианина Богу и ближнему?
Александр (СПб.) 6.10.2008
Неплохая статья. Толкает на размышление.
Спс, Виктор.
Наталия (Санкт-Петербург) 21.9.2008
Довольно убедительная статья.
имя *  
город  
отзыв *
введите число "166" *:            
* - поля, обязательные для ввода
В этом номере








Бог или мамона: есть ли золотая середина?





Самые обсуждаемые статьи
«Построй мечту!» (40)

Встречаем по одежке… и провожаем? (39)

Эмо, готы и другие (23)

Бог не дает авансом (22)

Про ЭТО. Детям до и после 16-ти рекомендуется (22)

Красота – залог успеха? (18)

У меня остался лишь ТЫ! (17)

Когда мужчины нацепляют платочки (17)

Про дружбу с неверующими... «юбчонками» (14)

«Чем ты отличаешься от неверующих одноклассников / сокурсников?» (14)

«Сокровенный дневник Адриана Пласса…» (часть 2) (13)

Про аплодисменты в церкви (12)

«Сокровенный дневник Адриана Пласса в возрасте 37 3/4 лет от роду» (11)

Не забудь прочитать инструкцию! Воля Божья и спутник жизни (10)

Коллективное творчество, или Что я думаю о Празднике жатвы (9)

В мире свиданий (9)

Апокалипсис (8)

Свидетельство веры (8)

Число зверя и штрихкоды (7)

Я хочу быть белой вороной! (7)


Copyright © 1998-2017 ОЦЕХБ СПб и ЛО
Все права принадлежат Объединению церквей евангельских христиан-баптистов г. Санкт-Петербурга и Лен. области
Условия перепечатки
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ" зарегистрирована Министерством юстиции за № 220-Р от 22.12.1999 г. ОГРН 1027800013768 ИНН 7802038805
Разработка, дизайн - студия WaveDesign