Рубрики



Новости
20.12.2009
Читайте электронную версию газеты на нашем сайте!
номер: #3(61) 2009автор: Виктор ШлёнкинВиктор Шлёнкин


Песнь возрождения vs Worship

    За плечами двадцатый век. Век кровопролития, двух мировых войн и революций. И уж поверьте мне, никто здесь снова не собирается выходить на тропу войны, доказывая значимость и уникальность того или иного способа прославления Бога. Хватит с нас костров церковной инквизиции. Как автору, мне хотелось бы с позиции непредвзятой прагматичности суммировать все те плюсы и минусы, которые, затаившись, спрятались за спиной современной и традиционной музыки хвалы.
    
    Во-первых. Можно ли говорить о том, что традиционная и благонравная для нашего церковного слуха «Песнь возрождения» наиболее ортодоксальная, то есть в учительском смысле слова безошибочна? Кроме Библии наши отцы и деды годами привыкли класть в свои котомки этот старый сборник, который порой имеет, если не большой, но в определенном смысле слова серьезный авторитет для многих. Однако эти песни писали не теологи, а обычные люди. Конечно, часто приходится слышать от некоторых поэтов, что им-де руководил перст Божий. Но странно, что у Божьего Духа такой странный вкус. Но сейчас не об этом. Невозможно сделать буквальное толкование, экзегезу всех текстов нашего славного Сборника. Поверьте, там есть свои казусы (я всегда слышу благочестивые «стоны» некоторых заботящихся о чистоте учения братьев…). Тут для этого не хватит места. Но если говорить об ортодоксальности песен, не все их слова всегда проходят тест на теологическую проверку.
    Но наш молот богословского анализа тут же крошит в пыль некоторые тексты современного христианского прославления (Contemporary Christian Music), которое появилось как явление быстрого процесса перехода от традиционных христианских песнопений к современной музыке (рок, поп, рэп и пр.). Но если бы только учение! Порой авторы песен настолько сильно, на мой личный взгляд, увлекаются составлением незамысловатого текста, что можно с трудом отличить припев от куплета. И если выше мы говорили о богословской витиеватости и двусмысленности, то здесь мы видим чрезмерное упрощение смысла текста (в котором тоже есть определенная суть, но об этом ниже), когда при тридцать пятом истовом повторении припева люди в зале переходят в транс-состояние, вылетая на орбиту черного космоса. (Здесь смайл).
    
Песнь возрождения vs Worship  (молодежная газета ПАЛЬМА)

    А теперь о музыке. Но немного и об истории и богословии. К сожалению, авторы псалмов не оставили вместе с текстом той оригинальной партитуры, которую они использовали в древние времена. Хотя сомнительно, что они могли бы как-то существенно облегчить нашу христианскую жизнь. И в этом я вижу Божий промысел.
    Наверняка, многие знают, что успех Европейской Реформации был также обязан и тому факту, что Мартин Лютер переложил многие сочиненные им гимны (которые впитали в себя евангельское богословие реформатора из Виттенберга) на уже существовавшие в то время популярные гимны. Таким образом, CCM появилась еще в шестнадцатом, а не в двадцатом веке. Здесь уместно напомнить и библейский текст первого послания к коринфянам. Апостол Павел рассуждает (в главе 14) о том, что он может петь умом и духом (14:14, 15). Тогда как многие богословы сломали и сточили острия своих копий, пытаясь понять смысл этих слов, все представляется намного проще. Павел говорит о том, что он может петь, скажем, на двух языках: на еврейском или на греческом. Как он признается: «Я более всех вас говорю языками» (1 Кор. 14:18). И определяет апостол это пение пением либо духом, либо умом. Когда Павел поет на своем родном языке иврите — это пение духом. Или, как бы мы сказали сегодня, пение сердцем. Если бы апостол молился на языке чужом, это было бы пением на иностранном языке. В последнем случае, невозможность петь на знакомом и родном для сердца человека языке Павлом определяется как пение умом. Ведь эмоциональная составляющая пения подавлена интеллектуальным напряжением ради того, чтобы следить за содержательной частью композиции песни.
Авторы псалмов не оставили вместе с текстом той оригинальной партитуры, которую они использовали в древние времена. И в этом я вижу Божий промысел.

    Вот в чем суть. Многие традиционные гимны для нашей молодежи — это пение умом. В них фактически отображается дань традициям наших отцов и дедов. Однако маршевая ритмичность гимнов — жанр характерный для начала прошлого века — уже не вызывает такого энтузиазма и эмоций, как это было раньше на заре революционного и индустриального века. Такие мелодии побуждают молиться и петь умом, но не духом. Именно этим объясняется то, с какой скоростью гимны Лютера передавали на современный манер богословие Реформации. Ведь современная песня сопровождает поющего в течение всего дня — чем бы он ни занимался, находясь в пути, дома или на работе. Так рождаются, так сказать, христианские шлягеры.
    Другими словами, бесспорно, современная музыка нужна сама по себе. Кто-то может критиковать CCM за простоту и незамысловатость текстов. Но если смотреть на такие вещи по-настоящему непредвзято, нужно таким же образом оценивать и авторов Псалмов. Они оставили нам весьма разнообразные тексты, в отношении которых очень трудно составить единственное и категоричное мнение. Эстетика библейских текстов для современного баптиста? Да что вы говорите?! «С Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твое попрем ногами восстающих на нас» (Пс. 43:6). Вряд ли мы так поем на наших собраниях. Даже очень молодежных. Или возьмем такие краткие псалмы, как 116, 132 и 133. Представляю, до какого исступления могли дойти евреи, когда они напевали эти тексты по нескольку раз! И что можно сказать о животных (и даже о старцах) из Книги Откровение, которые знают всего лишь одну строчку, повторяя ее бесчисленное количество раз и днем, и ночью, не зная покоя: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:8).
    Когда же доходит дело до того, что христиане перекладывают некоторые тексты на современную музыку поклонения (Worship), возникают возражения, что барабанный ритм рока происходит от африканских культовых поклонений бесам. Конечно, не без этого. Но не стоит думать, что христиане, использующие барабаны, мгновенно уподобляются шаманам, экзальтированно скачущим и потрясающим бубнами перед разведенным религиозными фанатиками ночным костром. Однако в той же Африке для вызывания злых духов также используются такие музыкальные инструменты, каксвященный колокол, скрипка, погремушка из высушенной бутылочной тыквы, тихое пение под цитру, под флейту, гобой, лютню и трещотку. В некоторых ритуалах используется только пение без музыкальных инструментов.
    
    Если же говорить о типичных и традиционных аккомпанементах, то и здесь возникают трудности. Так, Андреас Карлштадт, виттенбергский реформатор XVI века писал: «Отошлите в театр органы, трубы и флейты. Лучше одна прочувствованная молитва, чем тысяча кантат на слова псалмов. Сладострастные звуки органа пробуждают мирские мысли». Кстати говоря, первоначально на органе играли во время цирковых представлений и гладиаторских боев. Некоторые историки предполагают, что орган звучал в Колизее тогда, когда римляне стравливали зверям первых мучеников-христиан... Лишь в тринадцатом столетии на нем стали играть во время мессы в католической церкви. Реформаторы в XVI столетии осудили орган и фактически его уничтожили. В Шотландии к 1737 году остался только один «выживший» орган в результате подобного гонения.
    Думается, что часто мы отождествляем христианство не с проповедуемым словом о воскресшем Христе, а с архаичной, древней культурой. Со стороны даже может показаться, что все христианские прославления и гимны из-за своего древнего происхождения сродни каким-то ритуальным мантрам, которые мы без конца повторяем, желая вызвать и актуализировать некую духовную энергетику. И чем древней и архаичней песнь, тем «духовней», как нам кажется, ее внутренне содержание. Вот и накопали же мы тут всего! Докопались же мы до той мысли, что все мы, христиане, жаждем жизни «по духу», а не «по плоти». Современность нам кажется плотской, а архаичность и традиционность — духовной. И тут мы путаем и подменяем понятия. Дело в том, что нам всем очень бы хотелось славить Бога на привычной и родной для нас мелодии. Именно благодаря таким мелодиям учение Реформации распространилось по всей Европе и Америке. И именно такие привычные мелодии мы бы хотели считать «духовными». С таким же успехом мы могли бы считать, что социальная сеть «вКонтакте» более духовная, нежели «Facebook» — ну, опции там привычнее что ли. Павел хочет, чтобы мы с благодарностью воспевали в сердцах своих Богу (Еф. 5:19, 20). Если же какой-то мелодии не «достучаться» до моего сердца, то не стоит ее и использовать. А в больших собраниях нужно просто всем нам договориться насчет таких мелодий, которые стали бы для всех чем-то вроде«компромисса», плодом взаимныхуступок, принятия и, самое главное, братской любви — то есть плодом взаимного признания, уважения и терпения.
    
    Оставляя за собой право на субъективное и где-то ошибочное понимание вопроса, Виктор Шлёнкин

теги: музыка прославление традиция



число просмотров: 2741


обсудить статью
СЕ РОЖА (Сургут) 21.2.2010
Приятно было увидеть на мой взгляд, не предвзятую, честную оценку (хотя при желании можно поспорить со всем чем угодно). И мне очень понравился последний абзац, потому что до конца у меня в голове была мысль о культуре, но не о вере. И как итог мысль: "а где всё-таки нахожусь я? В культуре или в вере" P.S Отличная статья.
имя *  
город  
отзыв *
введите число "351" *:            
* - поля, обязательные для ввода
В этом номере






Песнь возрождения vs Worship






Самые обсуждаемые статьи
«Построй мечту!» (40)

Встречаем по одежке… и провожаем? (39)

Эмо, готы и другие (23)

Про ЭТО. Детям до и после 16-ти рекомендуется (22)

Бог не дает авансом (22)

Красота – залог успеха? (18)

Когда мужчины нацепляют платочки (17)

У меня остался лишь ТЫ! (17)

«Чем ты отличаешься от неверующих одноклассников / сокурсников?» (14)

Про дружбу с неверующими... «юбчонками» (14)

«Сокровенный дневник Адриана Пласса…» (часть 2) (13)

Про аплодисменты в церкви (12)

«Сокровенный дневник Адриана Пласса в возрасте 37 3/4 лет от роду» (11)

Не забудь прочитать инструкцию! Воля Божья и спутник жизни (10)

В мире свиданий (9)

Коллективное творчество, или Что я думаю о Празднике жатвы (9)

Апокалипсис (8)

Свидетельство веры (8)

Я хочу быть белой вороной! (7)

Про фильмы (7)


Copyright © 1998-2017 ОЦЕХБ СПб и ЛО
Все права принадлежат Объединению церквей евангельских христиан-баптистов г. Санкт-Петербурга и Лен. области
Условия перепечатки
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ" зарегистрирована Министерством юстиции за № 220-Р от 22.12.1999 г. ОГРН 1027800013768 ИНН 7802038805
Разработка, дизайн - студия WaveDesign