Рубрики



Новости
20.12.2009
Читайте электронную версию газеты на нашем сайте!
номер: #7(46) 2005автор: Зинаида СметанкинаЗинаида Сметанкина


Из истории «малых народов»

    Осваивать знаменитые курорты полуострова Крым мы решили по принципу «идем на восток», поэтому для начала отправились на запад, в город Евпаторию.
     Поселились в так называемом «благодатном районе». Прозвали его так потому, что в радиусе 500 метров от нашего домика находились пять храмов различных вероисповеданий: два православных собора, мечеть, синагога и караимские кенасы — храм так называемых крымских караимов. Нас, питерцев, как правило, сложно удивить местными экскурсионными маршрутами и архитектурными изысками, а вот слова «караимы» и «кенасы» мы слышали впервые. Поэтому как только в нашем плотном графике «рынок — пляж — кафе — снова пляж — магазин — опять пляж» появилось окно, мы отправились туда на обзорную экскурсию.
     Небольшого роста мужчина средних лет не спеша надел каракулевую ермолку и только после этого поздоровался с нами, представившись главой караимской общины города Евпатории. Хозяйка наша, рассказывая в день приезда о местных достопримечательностях, назвала караимов «татарскими евреями». Но уже через полчаса стало понятно, что это не так – караимы не признают талмуд. Больше того, от слов «иудей» и «еврей» нашего гида передергивало как от кислых яблок!
     Караимы — потомки хазаров, крымских татар, и казахов — в общем, коренное население Крыма (вроде индейцев в Америке). Вера их основана и полностью определяется положениями Ветхого Завета в «чистом» виде, без каких-либо (по словам экскурсовода) дополнений. То есть цель жизни истинного караима и залог наследования Небесного Царства — соблюдение всех установленных Ветхим Заветом заповедей и постановлений.
     Храм состоит из трех дворов — виноградного, мраморного, дворика «ожидания молитвы», и двух «кенаса», что, собственно, и означает «храм», — Малой и Соборной. Дворы предназначены для того, чтобы приготовить верующих ко входу в храм, в Малой кенасе проходят будничные служения, в Соборной — праздничные. Осмотр храма ограничился «заглядыванием» в открытую дверь, так как вход в храм возможен только после совершения определенных действий, о которых мы знаем из Книг Левит и Второзаконие.
    
Из истории «малых народов» Главный вход в караимские кенасы (молодежная газета ПАЛЬМА)
Главный вход в караимские кенасы

    После всего этого невольно задаешься вопросом: как же они выглядят, кто они — современные караимы?
     Выяснилось, что община сейчас состоит из людей среднего и преклонного возраста, численность караимов уменьшилась с 1913 года в три раза. По словам нашего гида, «вероисповедание караимов настолько сложно, что освоить его можно только с детства», так что об обращенных из мира здесь вообще речи не идет. Желание возродить и омолодить общину ограничивается популяризацией веры среди своих и попытками организовать школу при храме, пока неудачными (нет учеников).
     Кроме Евпатории общины караимов существуют в Галиче и в Литве, а всего в мире насчитывается около 2000 караимов.
     Что интересно, храм караимов отстроен всего за один год, просто поднят из руин не только на государственные, но и на личные средства состоятельных членов общины. Оказывается, в XIX и в начале XX веках главу города Евпатории выбирали только из караимов. Самому известному из них — Семену Дувану — стоит памятник на центральной площади. Главой он был очень успешным, в одном лишь не повезло — нагрянула революция, и он эмигрировал во Францию, где в скором времени умер.
     После экскурсии настало время для вопросов — и у нас, конечно, было много вопросов: как караимы относят к Иисусу Христу, ожидают ли они Спасителя, как евреи, как они понимают пророчества. Всех остальных слушателей интересовали традиции и обряды общины — свадьбы и похороны, одежда и национальная кухня. Поэтому все, что мы успели узнать, это то, что Иисуса Христа они считают праведником и пророком, как, впрочем, и мусульманского пророка Мухаммеда. Дальнейшие вопросы приводили просто к бессмысленным спорам, а мы трезво понимали, что спорить здесь бесполезно.
     Экскурсия закончилась посещением небольшого этнографического музея, уместившегося в одной комнате. Там на стене мы увидели национальный караимский флаг. Он состоял из трех горизонтальных полос: голубой сверху, символизирующей небо, коричневой внизу, обозначающей землю, и объединяющей их белой полосы — символа чистоты и безгрешности. Вот он, их единственный путь на небо – безгрешная жизнь, согласно Божьим заповедям, главная из которых — «Возлюби Бога и возлюби ближнего».
     Нам хотелось спросить ведущего: «Как же вам удается исполнить закон, который не смог исполнить даже избранный Богом народ?» Не знаю, что бы он ответил нам. Тогда я подумала о другом. Как сложно таким людям менять свои взгляды и приходить к Христу, когда вся их сознательная жизнь состояла из борьбы за свои убеждения, стремления сохранить свою веру от воинствующей ортодоксальной церкви, анархического коммунизма, равнодушия людей постперестроечного времени.
     И тогда кажется настоящим чудом, что сегодня Иисуса Христа принимают не только евреи, но и мусульмане, буддисты и даже языческие народы Африки. Никто не знает, как Слово Божие действует в сердце человека. Для некоторых принятие Иисуса Христа – дело нескольких дней, для других — это многие годы. Не может один человек убедить другого принять Евангелие. И не сказано нам убеждать и доказывать другим истинность Божьих истин, а сказано просто — сеять.
    
     И сказал: «Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает, ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собой производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе; когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4:26-29).
    
     P.S. Как пожелание – путешествуйте, чаще бывайте в новых местах. Бог чудесно создал нашу планету, пользуйтесь возможностью убедиться в этом!
    
    
    Историческая справка:
    
     Караизм — монотеистическая религия со своими догматами, духовной иерархией, традициями. Восходит к первым векам нашей эры. Важную роль в становлении вероучения и объединении верующих в прошлом сыграл Анан бен Давид из Багдада. Расцвет караизма пришелся на VIII-ХII вв. Караизм исповедовали иранцы, арабы, евреи, греки из общин на территории нынешних Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции. Издавна учение попало в Крым. В VIII в. распространилось среди хазар. В России, включая Крым, учение исповедовали только крымские караимы-тюрки и русские, выходцы из казачьих станиц Северного Кавказа и Астраханской губернии.
    
     В основе учения лежит Ветхий Завет в изначальной чистоте и с главным принципом — любви к Богу и ближнему. Неукоснительно следуют словам Пророка: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того». В прошлом приверженцев учения называли Сынами Священного Писания.
    
     Служители культа выводили термин «караим» от семитских слов того же корня, переводя его как «читающие», «призывающие», либо «знатоки» Священного Писания. Главный принцип учения — самостоятельное изучение Священного Писания, караимы не полагаются на мнения других.
    
     Караимские храмы — кенаса — ориентированы алтарем на юг. В северной части здания — зарешеченный балкон для женщин с отдельным входом (до замужества женщины не посещали кенаса). Храм убран коврами. К нему примыкает дворик с виноградной беседкой. Перед молитвой совершают омовение. В храм входят без обуви. Молятся утром и вечером, стоя или преклонив колени. Словесному раскаянию предпочитают добрые дела, следуя мудрости «Путь на Небо начинается с Земли».

теги: путешествие



число просмотров: 2550


обсудить статью
Читатель 26.5.2007
Очень хорошая статья и отличный руский язык. Пиши ещё!
имя *  
город  
отзыв *
введите число "989" *:            
* - поля, обязательные для ввода
В этом номере



Из истории «малых народов»


Самые обсуждаемые статьи
«Построй мечту!» (40)

Встречаем по одежке… и провожаем? (39)

Эмо, готы и другие (23)

Про ЭТО. Детям до и после 16-ти рекомендуется (22)

Бог не дает авансом (22)

Красота – залог успеха? (18)

Когда мужчины нацепляют платочки (17)

У меня остался лишь ТЫ! (17)

«Чем ты отличаешься от неверующих одноклассников / сокурсников?» (14)

Про дружбу с неверующими... «юбчонками» (14)

«Сокровенный дневник Адриана Пласса…» (часть 2) (13)

Про аплодисменты в церкви (12)

«Сокровенный дневник Адриана Пласса в возрасте 37 3/4 лет от роду» (11)

Не забудь прочитать инструкцию! Воля Божья и спутник жизни (10)

В мире свиданий (9)

Коллективное творчество, или Что я думаю о Празднике жатвы (9)

Апокалипсис (8)

Свидетельство веры (8)

Я хочу быть белой вороной! (7)

Про фильмы (7)


Copyright © 1998-2017 ОЦЕХБ СПб и ЛО
Все права принадлежат Объединению церквей евангельских христиан-баптистов г. Санкт-Петербурга и Лен. области
Условия перепечатки
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ" зарегистрирована Министерством юстиции за № 220-Р от 22.12.1999 г. ОГРН 1027800013768 ИНН 7802038805
Разработка, дизайн - студия WaveDesign