Рубрики



Новости
20.12.2009
Читайте электронную версию газеты на нашем сайте!
номер: #8(47) 2005автор: Лев ГринфельдЛев Гринфельд


Рождество, отраженное в Церкви

    Рождество — один из самых радостных праздников в христианском календаре. Елка, украшения на улицах и в домах, подарки. Кажется, так было всегда. Однако библейское описание событий не похоже на то, что мы наблюдаем каждый год. Стойло для скота, крики роженицы, плач новорожденного. А в голове родителей беззвучный вопрос: «Неужели это — Спаситель мира?». Не все события той ночи можно воссоздать достаточно точно, однако можно утверждать, что современное празднование совсем не похоже на первое Рождество.
     Подключаюсь к Интернету, захожу на поисковую систему, задаю поиск слов: «Рождество», «происхождение». Просматриваю результаты. Сначала идет череда сайтов с различными коммерческими предложениями «настоящих рождественских елок» или ювелирных украшений. Наконец, глаза останавливаются на довольно объемной статье с обилием библейских ссылок. Озаглавлена статья «Рождественский шок». Погружаюсь в чтение. Автор выдвигает довольно серьезные обвинения современным христианам. Ведь многие традиции, которые существуют сегодня, имеют свои корни в языческом прошлом.
     Основные обвинения касаются даты празднования Рождества (согласно мнению некоторых ученых, оно произошло не зимой, а осенью), внешней атрибутики (елок и свечей), а также традиции дарить подарки. Можно было бы пропустить статью и не обращать на нее внимания, однако эти аргументы попадались мне уже не раз. Часто они звучат со стороны «хранителей истинного христианского учения» свидетелей Иеговы, встречал я их и на сайтах, организованных атеистическими организациями и мусульманами. Просто отмахиваться от обвинений становится все сложнее. Самое же неприятное, что некоторые христиане, озадаченные такой критикой, не знают, как относиться к тому, что происходит в их церкви. Кто-то сам выступает с критикой, кто-то просто тихо отмалчивается, скрывая свои сомнения. Неужели же церковь до сих пор пребывает в неведении? Или же она сознательно скрывает истину от своих прихожан?
     Есть области жизни, по поводу которых Библия дает однозначные указания (например, понимание спасения, вопросы моральной чистоты). Однако во многих других сферах существует большая степень свободы. Формы поклонения, стиль одежды, традиции приготовления и приема пищи — все это вверено компетенции церкви. К такой же области относятся и праздники. При этом Библия дает важное предупреждение: независимо от нашего выбора в отношении этих спорных вопросов, мы не должны осуждать тех, кто поступает по-другому (Рим. 14:2-6).
     Сама Библия напрямую нигде не дает точной даты Рождества. Нет там и заповеди отмечать этот праздник. Однако церковь рано почувствовала необходимость особым образом вспоминать о столь переломном моменте в истории всего человечества. Отцы церкви написали немало специальных проповедей и особых обращений к церкви, в которых они еще раз подчеркивали важность события, когда «Бог стал человеком для того, чтобы люди могли стать Богом» (Василий Великий).
     К III веку традиция празднования Рождества уже прочно вошла в церковную жизнь. Однако не было еще единого установленного дня. Разные церкви выбрали различные даты. Некоторые отмечали Рождество в конце марта. В восточной церкви 6 января праздновали день Богоявления (в этот день отмечали сразу два события: Рождество Иисуса и Его Крещение, которое произошло через 30 лет). Привычная для нас дата празднования Рождества — 25 декабря (7 января по старому стилю) — появляется только в IV в., когда христианство уже стало государственной религией.
     Климент Александрийский предлагает варианты расчетов, которые позволяют предположить, что Рождество в действительности произошло в конце декабря. Однако большинство христианских ученых признают, что основным в выборе даты были не хронологические выкладки или исторические свидетельства, но смысловая наполненность этого дня. Дело в том, что 25 декабря отмечался день зимнего солнцестояния (день, после которого ночь, начинает сокращаться, а день увеличиваться; сейчас этот день приходится на 21 декабря). Этот день был важнейшим днем в языческой практике народов Римской империи. Победа света над тьмой, новая жизнь, которую обретает природа, победа над смертью — все это было тесно связано в сознании языческих народов с богом-солнцем. Естественно, этот праздник со своей «благой вестью» мог стать опасным «конкурентом» быстро распространяющемуся христианству с его Евангелием новой жизни.
     Христианство, по замыслу императора, должно было заменить собой отжившие языческие представления. Есть два метода, которыми государство может бороться с существующими традициями. Первый — запрет. Этот метод очень неэффективный, так как традиции, особенно давние, крепко цепляются своими корнями за память людей. Важное астрономическое событие — солнцестояние — невозможно запретить, потому что каждый год в сознании людей всплывали бы образы праздника, привычные для них с детства.
     Другой метод — оставить праздник, но заменить смысл привычных обрядов. Именно таким путем и пошел византийский император. Весть о рождении Спасителя мира была рассказана на языке, понятном римским крестьянам, на языке природы. Еще в Псалмах было сказано о том, что «небеса проповедуют славу Божию» (Пс.18:2). Христиане увидели в рождающемся солнце знак рождающейся новой надежды, новой жизни. Солнце появляется на земле, вместе с этим христиане говорят о Боге, посетившем людей. «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2). Таким образом, христианство стало завершением язычества и воплощением надежд людей.
     Мир меняется. Меняются его страхи и ожидания. Но каждый год мы по-прежнему вспоминаем о рождении Того, Кто стал лучшим подарком для всех нас. Жизнь ускоряется с каждым годом, мы охвачены суетой мира. Нас пытаются убедить, что в наших руках будущее страны, мира, но иногда мы оказываемся уже не в силах верить в это, ощущаем себя пылинкой, подхваченной ураганом. И весть о Христе-Младенце, тихо лежащем в кормушке для скота, заставляет нас на какое-то время вырваться из несущегося потока событий и обратиться к вечности. Понять, что земная жизнь наполнена смыслом, раз сам Бог решил посетить нас; вспомнить, что каждый человек ценен, поскольку Бог Сам стал человеком. А после этого, вернувшись к повседневной жизни, мы вдруг начинаем замечать то, на что не хватало времени раньше: видим улыбку чужого ребенка, замечаем одинокую старушку, и успевшая надоесть нам работа наполняется новым смыслом.
     Рождество стало радостной вестью для разных людей: пастухи увидели перед собой Мессию; звездочеты пришли к великому Царю, на которого показывали все их научные изыскания; Мария и Иосиф просто, с доверием и радостью смотрели в эту ночь на долгожданного Младенца.
     Что такое Рождество для вас? Настоящее Рождество — это не дата, но событие, которое может произойти в жизни каждого человека. Не позвольте ему пронестись мимо. Под праздничной мишурой и за грохотом петард не пропустите то незаметное и неслышное, что изменило весь мир.

теги: праздник Рождество



число просмотров: 2693
Другие статьи по теме:
Новый год по-молодежному
Времена года. Зима


обсудить статью
имя *  
город  
отзыв *
введите число "713" *:            
* - поля, обязательные для ввода
В этом номере




Рождество, отраженное в Церкви



Самые обсуждаемые статьи
«Построй мечту!» (40)

Встречаем по одежке… и провожаем? (39)

Эмо, готы и другие (23)

Про ЭТО. Детям до и после 16-ти рекомендуется (22)

Бог не дает авансом (22)

Красота – залог успеха? (18)

Когда мужчины нацепляют платочки (17)

У меня остался лишь ТЫ! (17)

«Чем ты отличаешься от неверующих одноклассников / сокурсников?» (14)

Про дружбу с неверующими... «юбчонками» (14)

«Сокровенный дневник Адриана Пласса…» (часть 2) (13)

Про аплодисменты в церкви (12)

«Сокровенный дневник Адриана Пласса в возрасте 37 3/4 лет от роду» (11)

Не забудь прочитать инструкцию! Воля Божья и спутник жизни (10)

В мире свиданий (9)

Коллективное творчество, или Что я думаю о Празднике жатвы (9)

Свидетельство веры (8)

Апокалипсис (8)

Я хочу быть белой вороной! (7)

Про фильмы (7)


Copyright © 1998-2017 ОЦЕХБ СПб и ЛО
Все права принадлежат Объединению церквей евангельских христиан-баптистов г. Санкт-Петербурга и Лен. области
Условия перепечатки
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ" зарегистрирована Министерством юстиции за № 220-Р от 22.12.1999 г. ОГРН 1027800013768 ИНН 7802038805
Разработка, дизайн - студия WaveDesign