Рубрики



Новости
20.12.2009
Читайте электронную версию газеты на нашем сайте!
номер: #3(50) 2006автор: Виктор ШлёнкинВиктор Шлёнкин


Не малина, а Молина! (к вопросу о «знании Бога»)

    Христианство является интеллектуальной и разумной религией. Даже слово «религия» происходит от латинского - «связывать». То есть христианство последовательно во всех своих утверждениях, которые касаются веры. Христиане призваны Иисусом Христом любить Своего Бога не только всем сердцем, но и разумом.
    
Не малина, а Молина! (к вопросу о «знании Бога»)  (молодежная газета ПАЛЬМА)

     Однажды мне задали вопрос, который все чаще и чаще я слышу от скептиков: «Почему Бог сотворил мир, если Он знал, что человек согрешит?» или «А почему Иисус избрал Иуду?» и так далее. Скажу вам, друзья, что вопросы эти все-таки интеллектуального характера, то есть касаются разума, а не просто веры. Мы можем благочестиво пожать плечами и сослаться на «пути Его непостижимые», либо дать «отчет в своем уповании», исходя из того, что Бог нам даровал упование, которое, как считали апостолы и отцы ранней Церкви, является целостным и вразумительным.
     Итак, что же насчет взаимоотношения между Богом и будущим? В этой статье я хотел бы отразить существующие в евангельском богословии различные взгляды на знание Бога.
    
    Августино-кальвинистский взгляд
    
Не малина, а Молина! (к вопросу о «знании Бога»)  (молодежная газета ПАЛЬМА)

     Этот взгляд назван в честь отца западной церкви Августина и француза Жана Кальвина, лидера швейцарской реформации в Женеве. Эта теория говорит о том, что фактически все уже предрешено посредством божественных декретов/решений в отношении сотворения мира, человека, его падения, избрания и искупления. Можно сказать, что весь мир представляет собой запрограммированную матрицу, где все зависит от одного Архитектора! Пикантность же этой теории в том, что по сути даже палачи Иисуса являлись всего лишь теми людьми, которыми искусно манипулировал Бог! За что наказывает Бог грешников, если изначально, до сотворения мира, Бог уже определил им быть в озере огненном? Нет логики, а значит нет и целостного взгляда на взаимоотношения между Богом и человеком. Ведь наш Бог справедлив!
    
    Простой взгляд на предузнание
     Бог просто знает будущее, не предопределяя людей к той или иной участи (блаженству или вечной смерти). На первый взгляд эта теория кажется вполне разумной. Однако это не что иное, как фатализм (миром правит рок, Бог наперед знает судьбу каждого человека, но ни Он, ни мы не можем на нее повлиять). Вдобавок у нас появляются некоторые трудности, связанные с библейскими пророчествами, которые мы обнаруживаем в Ветхом Завете. Проблема этой теории в том, что Бог несколько раз меняет свои решения, мнения и действия, как в ситуации с царем Езекией (4 Цар. 20). Исайя приходит к царю и сообщает ему о предстоящей смерти. Царь молится Богу о помиловании. Бог посылает Исайю назад к царю, и пророк сообщает Езекии, что тот проживет еще пятнадцать лет. То есть Езекия нашел «аргументы», принимая во внимание которые, Бог меняет Свое решение касательно его царской персоны. Итак, Бог меняет решение? Учитывая многочисленные отрывки из Библии, – да.
    
    Открытый взгляд
    
Не малина, а Молина! (к вопросу о «знании Бога»)  (молодежная газета ПАЛЬМА)

     Бог не знает будущего, но Он «открыт» для него. Вопрос пророчеств в Библии объясняется тем положением, что Бог является всего лишь везучим предсказателем. Он любит рисковать. Поэтому Бог не знал и, конечно, не предвидел, что Езекия может умереть и что может родиться Манассия. Бог «предчувствовал», что может быть «что-то не то». Поэтому Он рискнул дать царю второй шанс – и родился царь-богоотступник.
     Приведу пример «открытых теистов» в качестве практической иллюстрации. Скажем, была ситуация, при которой мать молится за своего больного ребенка. Молится не только мать, но и вся церковь. Наконец-таки, Бог дарует чудесное исцеление. Но через «-цать» лет девочка вырастает и становится наркоманкой, начинает торговать собой. Мать девушки в панике. Для нее лучше бы, чтобы Бог «забрал» ее в детстве. Вот тогда и выступают «открытые теисты» и заверяют нас, что Бог просто не знал будущего, но «рискнул» дать ей исцеление, исходя из желания соучаствовать в свободе человека вымолить эту девочку.
     Бог рискует, потому что Он есть любовь, скажут богословы «открытости Бога». Он не манипулирует людьми, как в кальвинизме. Он дает им свободу в любви.
     Бог не то что бы предсказывает будущее. Он просто имеет фантастическую интуицию, чтобы «предсказать», что вероятнее всего случится в будущем. Однако этот взгляд не решает проблему весьма оригинальных пророчеств, например, когда Иисус предрекает скорое отречение Петра в мельчайших подробностях. Имеются и другие пророчества, которые говорят о весьма специфических событиях. Богословы, которые придерживаются взгляда на «открытого Бога», объясняют это тем, что Господь просто ставит для себя «задачу», которую Он не то что бы предрекает, но реализует, используя различные средства и людей. Иисус в данном случае просто великолепно знаком с характером Петра, поэтому смог предсказать его отречение. Тем не менее, это кажется весьма спекулятивным, поскольку «манипулировать» или «договориться» с петухами – это одно (ведь на самом деле Бог мог бы попросить птичек об услуге), а предсказать грешное поведение Петра – это совсем другое… Не манипулировал ли тогда Иисус и Петром? Ведь теисты «открытости Бога» отрицают тот факт, что Бог может контролировать людей, то есть подбивать их на дурные поступки. Все решают они сами по себе, а Бог лишь только наблюдатель и сотрудник.
     Последний взгляд (Луиса де Молина) мне кажется наиболее разумным.
    
    «Среднее знание», или молинизм (Луис де Молина)
     Об отношении Бога к миру и ко времени многие в истории говорили так: существует тайна, при которой одновременно свой суверенитет сохраняет Бог (скажет ли горшок горшечнику: «Зачем ты сделал меня»?) и свободным остается человек (человек создан по образу и подобию Бога). Господь на самом деле управляет событиями и исполняет свой замысел, а человек подлинно остается свободным в своем выборе или в отвержении Божьего замысла и плана.
     Бог знает не только наши будущие поступки, но также и то, что мы сделали бы в будущем. Другими словами, «способность Бога менять Свои решения» происходит в Божественном уме, еще до сотворения мира. Согласно Молине, который является основоположником этой теории, Бог сначала созерцает мир во всем множестве вариантов, а потом постановляет создать именно наш мир.
    «Между» этим созерцанием и этим решением формируется знание о будущих условных событиях (поэтому теория и называется «среднее, или промежуточное, знание»). Эта теория действительно решает спорный вопрос о том, что Бог способен менять Свои решения: Он предвидит в своем разуме условия, в которых у человека возникает выбор, и Бог знает, как человек реализует этот выбор. В новой ситуации Бог также действует, учитывая сложившиеся обстоятельства, поскольку Он знает все возможные обстоятельства, в которых человек мог бы предпринять тот или иной шаг.
     Нужно предупредить, что не всегда все гениальное просто. Тем более то, что касается философских понятий. Мы всего лишь попытались раскрыть и сформулировать тайну словами. Не объяснить ее. Если же у тебя, дорогой читатель, появилось еще больше вопросов (впрочем, как и у меня), то да поможет нам всем Бог двигаться дальше, пытаясь вникнуть в величайшие и славные «мысли Бога» в отношении окружающей нас вселенной.

теги: богопознание будущее



число просмотров: 3448


обсудить статью
молинист 30.8.2010
Эрик,
Специалист уже все сказал. Если же Вас интересует именно проблематика спора, а не драматургия словесных разбирательств, то Вы бы обратили внимание на содержание статьи, а не на поверхностные реплики в отношении того, что де писал тот или иной автор. Вы пишите, что натолкнулись на Молину, читая Лейбница. Вы читали работы самого Молины? Что Вас принципиально не устраивает в работах самого Луиса де Молины?
Эта статья написана в популярном формате для молодежи. Если Вас интересует взгляд молиниста-профи, а не поп-богословская статейка, вот сайт Ульяма Крейга, где можно исчерпывающим образом познакомиться с философией "среднего знания".
http://www.reasonablefaith.org/site/PageServer?pagename=scholarly_articles_divine_omniscience
Эрик 24.8.2010
На Молину я наткнулся в связи с теодицеей Лейбница.

Мой же комментарий относится не к Молине, а к статье Виктора Шлёнкина (он случайно не тождественен Вам, уважаемый моллинист?) и к его трактовке Молины. "Не катит" (я уж позволю себе употребление "пацанских" выражений по своему усмотрению) эта трактовка (наряду с красной икрой) в качестве алтернативы предистинационной модели (последовательно) Августина, доминиканцев и кальвиниистов.

Мой личный взгляд (не приведенный в первом комментарии) отличается от трактовки Виктора Шлёнкина. То, что он представляет под позицией Молины, на мой взгляд ближе к решению Лейбница. Это Лейбниц считает, что Бог знает о результате выбора человека, зная его диспозицию перед принятием выбора. Причем он так считает, поскольку его не удовлетворяет противо-предистинационная позиция молинистов, так как молинисты не дают Лейбницу достаточного ответа на все тот же вопрос: откуда Бог знает о результате свободного выбора?

Впрочем, какая разница, что я, своевременно уличенный Вами в поверхностности, думаю по этому поводу? Двайте послушаем мнение специалиста!
молинист (Петербург) 24.8.2010
Эрик,
Наверное, Вы являетесь специалистом в проблеме, хотя свою научно-богословскую критику начинаете с пацанского - "не катит". А с чем катит? С красной икрой? ))
Если и специалист, то мне очень трудно понять, где Вы познакомились с данной тематикой, из статьи других специалистов, тщательно занимаясь изучением монографий, либо, а это ощущение возникает при чтении Вашего комментария, из поверхностного знакомства трудами Молины и его критиков.
Эрик 23.8.2010
Не катит Молина. Достаточно указать тут на критику Лейбница, долго корпевшего над той же проблемой и также провалившегося в попытке дать удовлетворительное решение.

Молина в своих построениях исходит из современной ему дискуссии. А она сводилась к вопросу: откуда Бог знает, что человек сделает? Лейбниц тоже исходил из этого же вопроса, когда громил Молину и пытался сам найти ответ.

В статье Виктора Шлёнкина решение Молины представляется так: Бог знает исходные условия и знает, как человек осуществляет свой выбор. Таким образом Бог знает, какой свободный выбор примет человек.

Такое "решение" приводит к выводам, обратным намерению Молины (а намерение было оспорить тезис о божественном предопределении поступков человека):

Если Бог почерпывает достаточную информацию из предпосылок выбора, из условий, в которые поставлен (прошу обратить внимание на страдательный залог причастия) человек, то значит, что совокупность таковых условий полностью предопределят выбор. Речь идет о "достаточном условии" в полном смысле этого термина.

Иными словами, свободного выбора нет.

Человек принимает всегда такие решения, какие ему навязаны ситуацией.

Такой вывод как раз на руку тем, против кого полемизировал Молина.
Читатель 28.11.2008
О! Только что число просмотров этой статьи было 666. Юрий, ваш вывод?
Юрий 1.5.2007
По количеству просмотров можно судить, что эта тема мало кого из молодежи интересует. А жаль. наверное, это отражение общей тенденции "умирания" слова на Поклонной горе. Зато поют хорошо, но и это похоже уже не надо. В начале было слово.
имя *  
город  
отзыв *
введите число "576" *:            
* - поля, обязательные для ввода
В этом номере

Не малина, а Молина! (к вопросу о «знании Бога»)





Самые обсуждаемые статьи
«Построй мечту!» (40)

Встречаем по одежке… и провожаем? (39)

Эмо, готы и другие (23)

Про ЭТО. Детям до и после 16-ти рекомендуется (22)

Бог не дает авансом (22)

Красота – залог успеха? (18)

У меня остался лишь ТЫ! (17)

Когда мужчины нацепляют платочки (17)

«Чем ты отличаешься от неверующих одноклассников / сокурсников?» (14)

Про дружбу с неверующими... «юбчонками» (14)

«Сокровенный дневник Адриана Пласса…» (часть 2) (13)

Про аплодисменты в церкви (12)

«Сокровенный дневник Адриана Пласса в возрасте 37 3/4 лет от роду» (11)

Не забудь прочитать инструкцию! Воля Божья и спутник жизни (10)

Коллективное творчество, или Что я думаю о Празднике жатвы (9)

В мире свиданий (9)

Апокалипсис (8)

Свидетельство веры (8)

Я хочу быть белой вороной! (7)

Про фильмы (7)


Copyright © 1998-2017 ОЦЕХБ СПб и ЛО
Все права принадлежат Объединению церквей евангельских христиан-баптистов г. Санкт-Петербурга и Лен. области
Условия перепечатки
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ" зарегистрирована Министерством юстиции за № 220-Р от 22.12.1999 г. ОГРН 1027800013768 ИНН 7802038805
Разработка, дизайн - студия WaveDesign